Научно-исследовательским инстутитом по защите бизнеса в рамках разработки стратегии усиления позиции малого бизнеса в правовом поле было проведено исследование для выявления факторов, влияющих на вопросы наличия или отсутствия имитации между упаковками. В исследовании приняли участие патентные поверенные РФ и юристы, специализирующиеся в сфере вопросов защиты интеллектуальной собственности
Основными факторами, которые будут влиять на определение наличия/отсутствия имитации, являются: разница в смысле и звучании товарных знаков-брендов и наличие логотипов этих брендов на упаковках товара, причём присутствие на упаковках разных товарных знаков будет влиять в значительной степени и указывать на то, что эти товары производятся разными компаниями, то есть на отсутствие имитации.
Индивидуализировать только одну компанию на рынке цветовая гамма без дополнительных элементов оформления упаковки будет только в случае широкой известности этой компании и бренда, а также подтверждённых причин формирования у потребителей ассоциаций между брендом и цветографическим сочетанием (напр. рекламные кампании и пр.)
Основными тремя факторами, влияющими на вопрос имитации между объектами, являются: название-бренд товара, наличие или же отсутствие логотипа производителя, цветовая гамма оформления упаковки
Должен влиять в большей степени
18
15
71
Должен влиять в средней степени
26
33
15
Должен влиять в незначительной степени
18
15
71
Не должен влиять
30
26
8
Отказ от ответа
5
5
3
Кроме вышеперечисленных, эксперты оценили также влиятельность на степень наличия/отсутствия сходства/имитации между объектами или определение наличия/отсутствия переработки дизайна/имитации между упаковками и остальных факторов, таких как известность изучаемых брендов, разница или единство ценового сегмента товаров с изучаемыми брендами и объёмы продаж товаров под изучаемыми брендами. Выяснилось, что, по мнению подавляющего большинства специалистов, в большой степени влияет известность изучаемых брендов, а ценовой сегмент и объёмы продаж имеют значение в меньшей степени
Для иллюстрации влияния вышеописанных факторов в качестве примера сравнения взяты серии упаковок печенья «Кременкульское» и «Leibniz»
Каким образом влияет наличие на упаковках товара разных по звучанию и внешнему виду товарных знаков (в данном случае «Кременкульское» и «Leibniz») на мнение потребителей о производителе товаров
Подавляющее большинство респондентов (на примере упаковок «Кременкульское» и «Leibniz») отметили, что наличие на упаковках товара разных по звучанию и внешнему виду товарных знаков в большой степени влияют на мнение потребителей о принадлежности этих упаковок одному и тому же или разным производителям, притом наличие на упаковках товара разных по звучанию и внешнему виду товарных знаков указывает на принадлежность товаров под этими знаками разным производителям
Дмитрий Викторович Козлов