Научно-исследовательский институт защиты интелллектуальной собственности
ГлавнаяПубликацииИсследование российского рынка исполнительской деятельности
13.05.2022

Исследование российского рынка исполнительской деятельности

Цель и задачи исследования

Цель исследования — составление структурированной информации о рынке исполнительской деятельности и расчет объема этого рынка

Задачи исследования — итоговое обобщение должно включать в себя правовой статус исполнения, как объекта интеллектуальной собственности, а также его характеристики, определение субъекта данной деятельности, информацию о компаниях, осуществляющих работу на рынке исполнительских искусств, а также объем рынка и его характеристики.

Основной вывод исследования

Общий объем рынка на 2020 год составил 20.8 млрд руб., однако максимальным показателем за последние несколько лет стала совокупная выручка компаний по данному виду деятельности за 2019 год — 49,21 млрд руб.

Определение исполнительской деятельности

Исполнительская деятельность в России является одним из объектов интеллектуальной собственности, а также объектом смежных с авторским прав. (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) Ст. 1225; 1303.)

Деятельность в области исполнительских искусств включает (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 23.12.2021). Код ОКВЭД 90.01.):

1. организацию и постановку театральных, оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;
2. деятельность ансамблей, цирков и театральных трупп, оркестров и музыкальных групп;
3. деятельность актеров, танцоров, музыкантов, лекторов или ораторов, выступающих индивидуально.

Правовой статус исполнительской деятельности

К результатам исполнительской деятельности относятся исполнения артистов, исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) Ст. 1304).

Исполнителем признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) Ст. 1313).

Использованием исполнения считается (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Ст. 1317):
1. сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), а также сообщение по кабелю;
2. доведение исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору;
3. запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
4. воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра записи исполнения или ее части в любой материальной форме;
5. распространение записи исполнения путем продажи либо иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;
6. публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения;
7. прокат оригинала или экземпляров записи исполнения; 8. публичное исполнение постановки спектакля, то есть представление постановки в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для свободного посещения.

Описание, объем и динамика рынка исполнительской деятельности в России

Крупнейшими компаниями, организовывающими исполнительскую деятельность в России являются (Экспресс-анализ рынка «Деятельность в области исполнительских искусств» — https://bbnt.ru/market/90.01):
1. АНО «СИБИРСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ КИНО И ТЕАТРА»;
2. ФКП «РОСГОСЦИРК»;
3. ООО «ЖАРА МЬЮЗИК»;
4. ООО «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕЙБЛ «БЛЭК СТАР»;
5. ООО «ЦИРК ДЮ СОЛЕЙ РУС».

Всего в России зарегистрировано около 10 тысяч организаций с кодом ОКВЭД 90.01, то есть осуществляющих деятельность в области исполнительских искусств (Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования. — https://stat.mkrf.ru/ indicators/), 14000 профессиональных исполнителей, включая постоянные коллективы и отдельных артистов. Также согласно данным за 2019 год в общей сложности было проведено 69239 исполнительских мероприятия, включая проведенные на своей площадке и проведенные на выездных мероприятиях (Культура и культурные индустрии в РФ ― https://www.intermedia.ru/uploads/culture_research_analitika-2020.pdf).

Совокупная выручка компаний по данному виду деятельности на основе официальной статистики Росстата за 2020 год составил примерно 20.8 млрд руб., данный показатель является самым низким с 2017 по 2020 год (Экспресс-анализ рынка «Деятельность в области исполнительских искусств» — https://bbnt.ru/market/90.01). Подробнее это отражено в диаграмме ниже (выручка по годам в млрд руб.).

В исследовании международной сети компаний «PwC» «Медиаиндустрия в 2020–2024 гг.» по итогам 2019 года объем реализации исполнительских прав на публичную трансляцию музыкальных произведений составил 19,7 млн долл. США. Ожидается, что к концу 2024 года выручка от реализации исполнительских прав достигнет 23,9 млн долл. США при среднегодовых темпах роста на уровне 4% (Медиаиндустрия в 2020–2024 гг. — https:// www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024.html).

Также согласно данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций осуществляющих деятельность в области культуры, организации досуга и развлечений, куда также входит деятельность в области исполнительских искусств, на 2020 год составила примерно 48 тыс. руб./мес. (Рынок труда, занятость и заработная плата —  https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries). Подробнее это отражено в диаграмме ниже (заработная плата по годам в руб.).

Согласно данным опроса информационного агентства «InterMedia» «Культура и культурные индустрии в РФ ― 2021» наибольший рост доходов от коммерческой деятельности в 2019 г. отметили эксперты, занятые в области зрелищных исполнительских мероприятий: об этом объявили 50% респондентов, что подтверждает динамика изменений объема данного рынка, приведенная выше. Однако 61% экспертов организации зрелищных и исполнительских мероприятий отметили полное отсутствие бюджетных ассигнований. И 68% экспертов данной сферы отметили полное отсутствие поступлений от спонсоров и меценатов (Культура и культурные индустрии в РФ 2021 ― https://www.intermedia.ru/uploads/culture_research_analitika-2020.pdf).

Плетнева М. А., Козлов Д. В.


См. также:

1) Социологические исследования и опросы для решения сложных/нестандартных задач
2) Маркетинговые исследования рынков

Поделиться в социальных сетях: