Научно-исследовательский институт защиты интелллектуальной собственности
ГлавнаяЭкспертизыСтатистическая экспертиза
01.03.2022

Статистическая экспертиза

Статистическая экспертиза

Метод: сбор и анализ статистики и количественных показателей деятельности компаний и брендов, получение статистически обоснованных результатов; поиск и структурирование информации из открытых источников.

Результат: статистически обоснованное заключение для доказательной базы, показывающее положение компании / бренда / товара на рынке; количественные и качественные результаты по поставленным задачам; систематизированная в форме отчета информация об основных характеристиках рынка: общее описание целевого рынка, оценка объема, структуры и тенденций рынка, сравнительный анализ основных продуктов-конкурентов, описание текущей и прогнозной доли рынка, основные технологии производства, основные компании-конкуренты на рынке, описание целевой аудитории – потребителей продукта, тенденции развития рынка и прогноз к концу проекта.

Источники: прайс-листы, каталоги, данные исследовательских агентств, и др.; Росстат; статистика министерств и ведомств; открытая управленческая статистика (из собственных отчетов компаний, из баз данных Контур.Фокус, СПАРК-Интерфакс, FIRA PRO и т. п.); публикации надзорных органов; публикации результатов опросов потребителей; публикации результатов маркетинговых исследований; статистика международных организаций; публикации рейтинговых агентств; публикации в отраслевых изданиях, пресс-релизах, справочниках, прайс-листах, каталогах и других открытых источниках.

Особенности: для проведения исследования используются специальные методы маркетингового анализа, а также социологические методы; изучаются предпочтения потребителей, доля рынка, позиция среди конкурентов; для получения необходимых результатов приходится обработать большой массив информации; доступ к некоторым источникам является платным.

Что можно доказать: статистически обоснованное заключение, показывающее положение компании / бренда / товара на рынке – чаще всего применяется в спорах по № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при нарушении прав на товарные знаки и др. объекты интеллектуальной собственности, а также при регистрации общеизвестных товарных знаков.

Практика применения: ФАС проводит подобные исследования в каждом споре, но, стоит отметить, что делает это в усечённом формате и довольно формально – упоминаний в решениях много.

Данный вид экспертизы релевантно использовать:

для доказывания общеизвестности товарного знака (обозначения);
для доказывания широкой известности товарного знака (обозначения);
для доказывания наличия или отсутствия различительной способности товарного знака или обозначения;
для доказывания наличия или отсутствия приобретенной различительной способности товарного знака или обозначения;
для доказывания наличия или отсутствия связи производителя и наименования места происхождения товара;
для доказывания наличия или отсутствия ущерба деловой репутации, а так же оценки размера ущерба;
для определения стоимости исключительного права на товарный знак;
для определения стоимости исключительного права на промышленный образец;
для определения стоимости исключительного права на изобретение;
для определения стоимости исключительного права на полезную модель;
для определения величины убытков и/или упущенной выгоды при нарушении прав на результаты интеллектуальной деятельности;
для определения величины убытков и/или упущенной выгоды при нарушении прав на товарный знак;
для определения величины убытков и/или упущенной выгоды при нарушении прав на полезную модель;
для определения величины убытков и/или упущенной выгоды при нарушении прав на промышленный образец;
для определения стоимости нематериального актива.

Поделиться в социальных сетях: