Экспертизы для доказывания наличия или отсутствия различительной способности товарного знака или обозначения
Одно из наиболее востребованных направлений экспертизы, укрепляющее защиту обозначений и товарных знаков.
«Различительная способность» — это способность обозначения индивидуализировать продукцию, на которой оно проставляется, в своем классе товаров и услуг . При этом важно отметить, что знание потребителями конкретного производителя, а также лица, подавшего заявку, или правообладателя не является условием или критерием различительной способности товарного знака. Более того, использование товарного знака в принципе не является условием наличия у него различительной способности. Иными словами, для признания обозначения обладающим различительной способностью потребитель должен полагать, что рассматриваемое обозначение принадлежит какой-то одной компании, и только она может его использовать (т. е. индивидуализирует услуги компании, его использующей) без конкретизации этой компании. Разные примеры наличия/отсутствия различительной способности у обозначения указаны в РУКОВОДСТВЕ РОСПАТЕНТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР И ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА, ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВНОГО ЗНАКА И ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗНАК, ИХ ДУБЛИКАТОВ (утверждено приказом ФИПС от 20.01.2020 № 12).
Возможные в данной правовой ситуации экспертизы (в виде ссылок на описания экспертиз):
— Экспертиза по результатам социологического опроса.
— Информационно-аналитическая экспертиза.
— Экспертиза на основе количественного контент-анализа.
— Экспертиза на основе качественного контент-анализа.
— Экспертиза психологии потребительского поведения.
— Филологическая и лингвистическая экспертиза.
— Патентоведческая экспертиза.
— Статистическая экспертиза.
— Архивная экспертиза.
— Библиографическая экспертиза.
— Искусствоведческая и дизайнерская экспертиза.
— Товароведческая экспертиза.
— Комплексная междисциплинарная экспертиза.
Нормы права, регулирующие данный юридический вопрос:
• п. 1, 1.1 ст. 1483 «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака», глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий», раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», часть IV ГК РФ
• п. 1 ст. 1539 «Исключительное право на коммерческое обозначение», глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий», раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», часть IV ГК РФ